Top.Mail.Ru

Без преувеличения «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Сегодня в нашей рубрике #осебе — Евгений Фонталин, управляющий партнер Бюробюро. Евгений без преувеличения «и швец, и жнец, и на дуде игрец» — ему удается совмещать стратегическое управление несколькими, абсолютно разноплановыми бизнесами, спорт, игру на более 5 инструментов и создание кулинарных шедевров.

Постулат моей жизни

Наша жизнь похожа на эскалатор, который с бешеной скоростью несет всех пассажиров в бездну. И если стоять и ждать, что эскалатор вдруг сам поменяет направление и повезет тебя вверх, то можно и не заметить, как встретишь неминуемый конец на дне. При этом на всем протяжении пути (жизни) тебя будут догонять и обгонять, исчезая в недосягаемой дали, более молодые, пробивные, амбициозные ребята. А если ты все же хочешь оставаться на плаву, ты должен двигаться быстрее, чем они, быстрее всех. Поэтому наша жизнь по сути постоянная гонка.
Но мне кажется, что люди предрасположены к лени, потому что практически любое действие с точки зрения личностного роста — это преодоление себя. Любое развитие всегда проходит через стресс и дискомфорт, которого человек склонен избегать.

Отрочество

Родился я на Камчатке, что само по себе говорит о том, что движение вперед было заложено во мне с самого начала. В 23 года, загрузив в багаж немного вещей, я приехал «покорять столицу». Друзья же, которые остались на Камчатке, к сожалению, замкнулись внутри ограниченных реалий того региона, в котором все довольно-таки бедово. Но к моей большой радости, многие так же, как и я, переехали в Москву и добились значительного успеха в разных сферах жизни.

Юность

Долгое время я вообще не понимал, чем хочу заниматься, что легко понять по разноплановости полученных мной видов образования: юридический факультет, информационные и издательские системы, государственное и муниципальное управление, занимался несколькими видами спорта, получил музыкальное образование по классу фортепиано, пробовал себя в качестве педагога в разных областях и некоторое время поработал в органах госвласти — в Управлении по делам молодежи Камчатской области (но так и не смирившись с принципами «кто начальник, тот умнее», «начальнику не перечат», понял, что с госслужбой жизнь мою не связать), а также в течение пяти лет, одновременно с учебой в университете отработал в Камчатской областной филармонии.

Переезд в Москву

Когда я приехал в Москву, у меня был большой образовательный бэкграунд и опыт работы в филармонии. Я думал, что этого достаточно, чтобы начать в столице яркий взлет. Но оказалось, что образование без прикладных знаний мало кому нужно, а опыт в филармонии и веселые истории про Боярского, Малежика и Лозу интересны только для дружеских посиделок, но не для поиска работы. Поэтому, вспомнив свой школьный опыт создания сайтов для нескольких компаний на Камчатке, я решил попробовать себя в сегменте IT.

Шел 2007 год

Карьера моя развивалась стремительно, хоть и началась с увольнения на второй день в связи с тем, что набрали слишком много человек на одну должность и, т. к. у меня было ноль опыта, черная метка досталась мне. Все началось с позиции менеджера проектов в студии «Атилект», которая занималась разработкой сайтов. В течение нескольких дней меня уволили и наняли обратно (с повышением зарплаты на 5000 рублей за моральные страдания!).
Довольно быстро я предложил идею стандартизации их подхода к разработке, потому что они каждый раз проектировали и программировали все заново и тратили на это очень много времени. Я предложил сделать шаблоны и в документах, и в коде и тем самым оптимизировать производство, чтобы быстрее сдавать проекты и больше зарабатывать. Идея оказалось успешной, и мы увеличили скорость работы и косты более чем на 25%. После чего меня сделали руководителем отдела управления проектами, через полгода — руководителем всего производства, потом исполнительным директором и очень скоро предложили должность генерального директора, но с очень незначительной долей компании. Что и подтолкнуло меня к созданию своего первого бизнеса.

Первый блин комом

Я и еще один сотрудник из «Атилекта» создали студию новой волны — «Мастерская Фонче». Мастер Фон и Мастер Че. Мы показывали разные типы дизайна сайтов под разных клиентов и разные задачи. Это были и красивые сайты-картины, и удобные интерфейсные решения.
Я в тот момент отвечал за красоту. Какой ужас :)
Это был увлекательный период первого моего стартапа с большими планами, но, похоже, незначительными перспективами. 2008 год, как все мы помним, оказался очень неудачным для открытия компаний в области IT и многих других областях. Хотя, по моему мнению, кризис в голове играет значительно большую роль, чем кризис в экономике. В общем, все это вместе и отсутствие экспертизы в пиаре даже при наличии нескольких клиентов на старте довольно быстро привели к внутренней стагнации, и тогда у меня случился единственный в жизни период депрессии.

Побег из Шоушенка

Я подумал, что надо все менять, и решил для начала сменить страну. Я начал учить испанский язык, подобрал себе виллу в Доминиканской республике и уже зрил себя владельцем ресторанчика на побережье. Но реализация мечты споткнулась о финансовую сторону вопроса. Нужно было немного еще поднакопить, и я искал временную работу на 4–5 месяцев. Так я наткнулся на довольно-таки амбициозную компанию — Бюро Пирогова. Компания ярко стартовала, запрыгнув в десятку лучших с 85-го места рейтинга ведущих студий по версии Тэглайна, но из-за каких-то внутренних проблем из года в год стабильно теряла позиции.
Уже на собеседовании Василий Пирогов предложил мне стать руководителем отдела разработки, через 3 месяца — младшим партнером Бюро, а потом и полноценным партнером. Тогда и началось мое профессиональное развитие как владельца бизнеса, выход из депрессии и прекращение попыток сбежать от самого себя и каких-либо трудностей.

Зрелость

У меня уже была накоплена экспертиза в рамках разработки, что я хочу и как делать. Вместе с Василием Пироговым мы подняли Бюро Пирогова на совершенно новый уровень и с точки зрения уровня работ, и с точки зрения клиентского портфеля. Теперь хотелось открытия каких-то новых отраслей. Если бы у меня было только одно Бюро, то, во-первых, я профессионально остался бы на том же уровне, а во-вторых, диверсификация бизнеса позволила снизить финансовые риски при временных проблемах в Бюро. Все свободные деньги, которые у меня были, я инвестировал в бизнес и пытался его мультиплицировать. Сначала было создано рекламное агентство Primax digital, которое сейчас возглавляет мой партнер Роман Куликов (ex. исполнительный директор Primax). Затем мы начали развиваться, открывая различные стартапы, — к сожалению, не все успешные. Но я считаю: чтобы что-то получилось, надо пробовать. Некоторые из проектов «полетели», и я уверен в их большом будущем. Например, сейчас с невероятной скоростью набирает обороты и мощь сервис Bookform.

Время — деньги

Соответственно, дальше я уже начал определять формат времени, которое мне приходится затрачивать на тот или иной бизнес для того, чтобы он рос. Если я вижу, что здесь мне надо тратить 4 часа в день и это в перспективе принесет 10 рублей, а на другом бизнесе мне надо будет потратить 4 часа и это в перспективе принесет 100 рублей, то тот, что приносит 10 рублей, становится стратегически неперспективным. И если он не несет дополнительной профит-экспертизы, его можно закрывать. Так я вышел из текстильной компании, Федерации Айкидо, закрыл пачку квестов, которые уже почти не приносили денег, но отнимали уйму времени.

Не подрядчик, а партнер

БюроБюро — это один из немногих типов бизнеса, когда не только прокачиваешься в профессиональном плане, но и развиваешься и получаешь очень интересный жизненный опыт, работая с разными типами бизнесов клиентов, т. е. абсолютно разными: это и банки, и фармкомпании, и производство полипропилена, и одновременно с этим сеть пиццерий или франшиза мед. офисов, дата-центры и многие другие. И для всех этих клиентов БюроБюро становится не просто подрядчиком, а партнером-экспертом. Я понимаю, что это не мне нужно выиграть контракт, чтобы заработать денег, это в первую очередь клиенту нужно решить его задачи. Т. е. он платит за экспертизу, которую мы даем.
И клиенты с удовольствием рассказывают про свой бизнес, поэтому мы знаем, и как происходит грануляция полипропилена, и что такое безопасность внутри одного из самых защищенных дата-центров России, и как работает кухня для питомцев Московского зоопарка. Т. е. мы разностороне развиваемся в абсолютно разных сегментах и можем в дальнейшем применять полученные знания в других, смежных отраслях бизнеса. Для расширения кругозора лучше бизнес и не придумать. Разве что консалтинг и аудит :)

Кузница кадров

То же происходит и с людьми, которые приходят работать в БюроБюро. На одиннадцатилетие компании мы сделали спецпроект, посвященный звездам БюроБюро, для чествования 11 человек, которые пришли в Бюро наемными сотрудниками и после ухода открыли свои бизнесы. Мы гордимся тем, что за время работы у нас у людей меняется/переворачивается сознание, — они перешагивают/переламывают себя и решаются на такой ответственный шаг. Работать на себя — это совсем другой подход к мышлению и к отношению к делу. Когда работаешь на кого-то, все риски возлагаются на работодателя. Т. е. не ты зарабатываешь себе деньги, а тебе работодатель платит; ты заболел — тебе компенсировали и т. д. Когда ты работаешь на себя, вся ответственность ложится только на тебя, поэтому ты должен крутиться как белка в колесе, чтобы все было хорошо. А если ты сядешь и не будешь ничего делать, то и результата не будет. Поэтому если наши сотрудники решаются на такой шаг, значит что-то внутри происходит, чего я не могу объяснить, но что-то, видимо, клевое. И более того: не то чтобы они пробуют, у них не получается и они возвращаются в наем, — нет, они все продолжают работать в своих компаниях, которые у них успешно развиваются.

Экспертиза для практиков

Я мало выступаю на отраслевых конференциях, потому что зачастую не вижу в этом практической пользы ни для себя, ни для своих сотрудников, ни для редких бывающих на них клиентов.
Мне больше нравится подход, когда делаешь что-то, что кому-то действительно нужно. Я преподаю в «Вышке» и как ментор веду выпускников, в большинстве своем получающих второе профильное образование, руководителей и топ-менеджеров компаний, которые пришли для повышения квалификации. У каждого из них есть конкретные прикладные задачи для их бизнеса, которые они разбирают во время обучения, по ним же делают дипломную работу и защищаются, чтобы потом применять полученные знания в своем бизнесе. Я, как ментор, помогаю студентам разобраться в их проблемах, часто связанных с маркетингом, рекламой и стратегией, и делюсь своей экспертизой для создания решения.
Но не только студенты «Вышки», но и наши клиенты часто нуждаются в перманентной помощи. Один из таких проектов — ProCharity — онлайн-платформа, объединившая благотворительные организации и профессионалов из различных областей, готовых делиться своей экспертизой и тратить время на интеллектуальное волонтерство. ProCharity стал для меня больше, чем просто заказ. Я участвую в проекте в качестве ментора и вместе с коллегами из других компаний помогаю идее развиваться.

Правило успеха

Я считаю, что чтобы делать что-то действительно хорошо, нужно сфокусироваться на этом на 100%. Поэтому я бы, конечно, не смог тянуть управление ни одним из бизнесов, не загубив все остальные, если бы в каждом из бизнесов у меня не было партнера, который берет на себя операционное управление (в БюроБюро это Иван Кривушин, в Primax — Роман Куликов, в Bookform — Евгений Шильников и т. д.). Каждый из них обладает многолетней экспертизой по управлению бизнесом, и я доверяю им как самому себе. Я, соответственно, принимаю участие в планировании стратегического развития бизнеса и в ряде продаж.

Мой день

Мой распорядок дня: просыпаюсь, проверяю почту и ТГ-группы по разным бизнесам (что там происходит, все ли у них нормально), потом завтрак. Когда погода не очень хорошая, сажусь в машину, когда хорошая — беру электробайк или прогуливаюсь до работы пешком. Мои дом и работа находятся меньше чем в километре друг от друга. Вообще электробайк — это супервещь!
В среднем я провожу около 5–7 встреч в неделю. Постоянная коммуникация, многозадачность и необходимость быстро переключаться между разными типами бизнесов: в одном разработка, в другом реклама, в третьем пиар, в четвертом внутренний продукт. Надо за максимально короткий промежуток времени включиться, понять, что происходит, выдать какой-то результат и переключиться на другую задачу — это очень выматывает. Поэтому вечером, чтобы успокоиться и настроить мысли на одну волну, я смотрю 1–2 серии какого-нибудь сериальчика или слушаю музыку, ну или играю сам.

Путешествия, покер, спорт, музыка и кулинария

Я очень люблю путешествовать. Идеальный формат для меня — это «отпуск выходного дня», т. е. я уезжаю в пятницу и возвращаюсь в воскресенье вечером. Но несколько раз в год я отправлюсь в длительные поездки. Я люблю путешествовать в том числе по России, на данный момент я побывал в более чем 70 городах России (и в Карелии, и на Камчатке, и в Хабаровске, и во Владивостоке, и на Байкале). А в целом я уже объездил 20% земного шара, посмотрел более 200 городов в более чем 50 странах. И где бы я ни был, я пытаюсь погрузиться в локальную жизнь людей. Понять, где ты сам находишься в точке пространства. Сформировать собственное мнение о своей стране, об уровне жизни «тут» и «там». О тех проблемах, которые есть или которых, наоборот, нет у нас. Постараться понять другие точки зрения разных людей, которые принадлежат к разным религиям, находятся на разных континентах и имеют абсолютно разные жизненные ценности. К счастью, мне повезло родиться в наше время, когда можно довольно оперативно и безопасно добраться почти до любой точки земного шара, а не плыть по волнам несколько месяцев в одну сторону. Хотя в этом тоже есть свой шарм.

Еще я люблю играть в покер. Покер — это не азартная игра вроде рулетки, в покере надо думать, надо считать. Играю в шахматы. Как минимум 4–5 блиц-партий в день, чтобы соображалка продолжала быстро работать. К слову, многие шахматисты ушли в покер.

Спорт? половину жизни играю в баскетбол. Когда-то занимался американским футболом, и наша команда дошла до чемпионата России, но потом бизнес захватил и спорт пришлось бросить. В американском футболе на самом деле многое зависит от стратегии, это игра, где нужно продвинуться на два шага вперед и желательно только на один назад. Ну и моя любовь — игра на бильярде.

Очень люблю играть на музыкальных инструментах. Я играю на фортепьяно, на ханге, на ударной установке, на африканских барабанах, на губной гармошке, осваиваю гитару и (пока безуспешно) скрипку :)
Все это хранится у меня дома. Каждый инструмент ассоциируется у меня с различными типами настроения. Это тоже меня очень успокаивает, расслабляет. В хорошую погоду я выхожу в парк и играю на ханге, подходит народ, слушает. Кто-то дает деньги. И я считаю, что это самые крутые деньги, потому что я получил их за творчество. Это деньги другого типа.

И еще я готовлю. Люблю готовить. Много готовлю. Думаю открыть ресторан, но не сейчас.

Будущее

Возможно, как многие великие до меня, я встречу старость, попивая пинаколаду на веранде своего ресторана в Доминикане за написанием мемуаров.
Но это не точно.