ОАО «Российские Железные Дороги» — крупнейший перевозчик и владелец инфраструктуры железных дорог в РФ. 100% акций общества принадлежат государству. Организационно РЖД представляет собой вертикально-ориентированный холдинг, в который входит множество отдельных компаний, филиалов и подразделений. Сайт РЖД — цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие всех бизнес-юнитов холдинга с корпоративными клиентами и частными лицами.
Корпорация РЖД, главный российский перевозчик, с середины 2000-х годов развивает большой цифровой портал. Ресурс предназначен для всех групп клиентов и партнеров компании, а отдельными его страницами управляют различные подразделения, решающие с их помощью собственные бизнес-задачи.
За годы работы система развилась в большой сложно управляемый проект с тысячами страниц. Чтобы оптимизировать его структуру и обеспечить возможность дальнейшего масштабирования, в конце 2020 года корпорация РЖД обратилась в «Бюробюро» за разработкой новой концепции сайта.
На начальном этапе клиент обозначил имеющиеся проблемы:
Корпорация РЖД выбрала исполнителем проекта «Бюробюро», так как наша команда обладала необходимым опытом создания омниканальных проектов с большим количеством целевых групп. В портфолио компании было уже несколько подобных проектов, включая реализацию единой веб-платформы для мобильного оператора, разработку инвестиционного инструмента для разных категорий клиентов банка и ряда других работ. Дополнительным фактором послужило то, что ранее «Бюробюро» уже сотрудничало с другими подразделениями РЖД по инженерным и корпоративным проектам.
Первым этапом работы над проектом стал анализ текущего состояния сайта, потребностей различных подразделений РЖД и разработка аналитической концепции будущего портала.
Стояла задача не просто обновить визуальный стиль и сделать новую дизайн-систему для сайта РЖД, а в первую очередь правильно разделить пользовательские группы и спроектировать семейство сайтов, удовлетворяющих потребности всех сегментов целевой аудитории. На одном домене должны были органично разместиться разделы B2C, B2B, HR и корпоративный портал.
Для решения этой задачи в течение нескольких кварталов аналитики Бюробюро провели более сорока интервью с представителями различных бизнес-юнитов РЖД. При подготовке к этим беседам изучались мировые практики — в частности, опыт разработки аналогичных порталов в отрасли пассажирских и грузоперевозок в Европе и США, как железнодорожных, так и авиационных. Изучение таких практик позволило выходить к клиенту не просто с вопросами, что именно не устраивает в текущей ситуации, а с конкретными предложениями по оптимизации.
В ходе анализа сайта было выявлено большое количество страниц с дублирующейся информацией. Разные подразделения зачастую выполняли одну и ту же работу, из-за чего не только неэффективно тратились ресурсы, но и затруднялась навигация, страдал пользовательский опыт. Оптимизация привела к удалению нескольких сотен дублирующих страниц.
«Специфика корпорации РЖД в том, что ее подразделения обладают большой степенью самостоятельности, каждый руководитель отвечает за свое подразделение. Задача нового сайта состояла в том, чтобы объединить интересы всех бизнес-юнитов корпорации в единый контур. Для этого мы беседовали с каждым подразделением, собирали и анализировали их потребности, чтобы затем компилировать их в единой концепции. Результатом стала цифровая структура, помогающая всем подразделениям решать свои задачи оптимальным образом».
Несмотря на то, что значительная часть бизнеса корпорации РЖД связана с грузовыми перевозками, основная нагрузка на сайт приходится на пользователей-пассажиров, которые подбирают здесь варианты маршрута, изучают правила, покупают билеты. Поэтому обновление этого функционала стало отдельной большой задачей внутри проекта.
В результате работы аналитиков, дизайнеров и программистов была запущена новая версия страницы покупки билетов, для чего:
Предполагается, что на сайт будут ежедневно заходить миллионы посетителей с самых разных смартфонов и компьютеров. Поэтому при создании дизайн-концепции для портала РЖД мы не делали акцента только на стационарных или только на носимых устройствах.
«Сайт, адресованный многомиллионной аудитории, должен хорошо выглядеть и на маленьком старом мониторе с соотношением сторон 4:3, и на широкоформатном телевизоре 21:9. Кроме того, сайтом РЖД очень много пользуются за пределами крупных городов, где почти у всех смартфоны на Android. Эти особенности потребовали отрисовки макетов всех страниц под самые разные разрешения экрана».
Только для обычных десктопных мониторов было разработано четыре лейаута (вариантов расположения функциональных частей для всех страниц портала), для планшетов и смартфонов были созданы макеты вертикальной и горизонтальной ориентации.
РЖД уделяется значительное внимание развитию социальной ответственности, а это означает, что сайт такой компании должен быть максимально инклюзивным, доступным для пользователей с ограниченными возможностями. В поездах перемещается много людей с ограниченными возможностями, это очень важная функция железной дороги, но раньше они в принципе не могли купить билет.
Мы изучили существующие стандарты, описывающие требования доступности к таким сайтам для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями — ГОСТ Р 52872-2019 и иные нормативные документы. В соответствии с ними была разработана версия для слабовидящих, а также поддержка специальных устройств голосового ввода.
Большой многоэтапный проект потребовал от «Бюробюро» соответствующей экспертизы планирования и проактивной позиции в общении с командой клиента. В работе с крупным государственным клиентом, обладающим сложной разветвленной структурой подразделений, важно помогать ему двигаться вперед, отвечать за общий темп реализации проекта.
Мы достигли этого, установив контакты с ключевыми фигурами в команде клиента и обращаясь с ним не столько с вопросами, сколько с вариантами решений. В итоге масштабный проект был выполнен менее чем за два года.
Результаты проекта:
Основная часть внедрения новой платформы выполнена. По состоянию на начало 2023 продолжаются работы по внедрению отдельного специального функционала.